Новости подробнее

Инспектора труда в последнее время все чаще обращают внимание на бюджетные организации, в которых выявляются случаи нарушений при начислении заработной платы работникам, в части оплаты за работу в выходные и праздничные дни, оплаты за работу в ночное время, при совмещении профессий (должностей).  

В связи с этим разъясняем Вам, что работникам, в том числе при сменном режиме работы, выплаты, связанные с работой в сверхурочное время, работой в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, при совмещении профессий (должностей), (компенсационные выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных) начисляются после доведения размера месячной заработной платы до минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Зарплата работникам учреждения рассчитывается согласно данному положению. Как определено в ходе проверки, в учреждении не установлены конкретные сроки выплаты заработной платы.

В статье 136 ТК РФ говорится, что место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором, но не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.
При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм (ст. 236 ТК РФ).

  
Правовое обоснование:
Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ч. 1 ст. 129 ТК РФ).
Согласно части 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Положения статьи 149 Трудового кодекса РФ предусматривают, что при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 11.04.2019 N17-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса РФ в связи с жалобой гражданина Ж." постановил признать взаимосвязанные положения ст. 129, ч. ч. 1 и 3 ст. 133 и ч. ч. 1 - 4 и 11 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Также, Конституционный Суд РФ в постановлении от 16.12.2019 N40-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Г.П. Лукичова", постановил признать взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации), дополнительной оплаты (доплаты) работы, выполняемой в порядке совмещения профессий (должностей).
Выявленный в вышеуказанных Постановлениях конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. 

Согласно ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:
сдельщикам – не менее чем по двойным сдельным расценкам;
работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, – в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
работникам, получающим оклад (должностной оклад), – в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день проводилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа выполнялась сверх месячной нормы рабочего времени.

Профилактические визиты.

В. Путин: в 2023 году бизнес будет освобожден от большинства плановых проверок.
С подобным предложением президент выступил на Петербургском международном экономическом форуме. В свою очередь, 1 октября 2022 года Правительство Российской Федерации опубликовало постановление «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336».

   Это сделано для того, чтобы российский бизнес развивался максимально быстро и успешно.
   Рассмотрим подробнее все детали.
Контрольные органы будут осуществлять проверку только определенных объектов, а именно:
1. Компании и ИП чрезвычайно высокого и высокого риска.
2. Компании и ИП, работающие с опасными производственными объектами второго класса опасности.
3. Компании и ИП, работающие с гидротехническими сооружениями второго класса.

   В отношении учреждений образования (бюджетных школ и детских садов), объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, вместо контрольных мероприятий будут проводится обязательные профилактические визиты (совсем отказаться от проведения визитов на такие объекты нельзя).
   Контроль может проводиться по разным критериям классификации рисков. Возможны ситуации, в которых для одного контролирующего органа деятельность предприятия может быть связана с высоким риском, а для другого – нет. Отличия могут быть в различных сферах деятельности: от влияния на окружающую среду до использования пестицидов и агрохимикатов, сельскохозяйственной земли.
Каждый предприниматель и собственник бизнеса с 1 октября имеет возможность самостоятельно пригласить контрольный орган для проведения профилактического визита.
   В случае если такое обращение поступило не позднее, чем за 2 месяца до даты начала проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, такой профилактический визит проводится не позднее, чем за один месяц до даты проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, по предварительному согласованию с контролируемым лицом.
   Таким образом, у контролируемого лица есть как минимум месяц, чтобы исправить нарушения и не получить штраф после плановой проверки.
Организация вправе отказаться от проведения профилактического визита (кроме случая когда он заменяет проверку). Представителям контрольно-надзорных органов рекомендуется уточнять причины подобных решений с целью поддержания обратной связи с предпринимателями, но выяснять обстоятельства отказа административными методами они не должны. Для уточнения причин нежелания пускать контролеров для профилактического визита       Минэкономразвития пообещало предложить специальную форму с вопросами.